История создания вертолета Hughes 269 / Schweizer 300

Компания JetFlyer предлагает продажу и обслуживание вертолетов Schweizer 300C, 300CB, 300CBi.
По просьбам наших клиентов публикуем подробную информацию об этих вертолетах.

История создания.

В середине 50-х годов инженеры известной авиационной компании компании Hughes, принадлежавшей знаменитому американскому магнату Говарду Хьюзу (ему посвящен фильм “Авиатор” с Леонардо Ди Каприо в главной роли), заинтересовались небольшим вертолетом, разработанным компанией McCulloch Motor Corporation в Калифорнии, с двумя трехлопастными роторами, расположенными по тандемной (продольной) схеме. Этот вертолет MC-4, основанный на разработках инженера Йовановича (Dragoljub Kosta "Gish" Jovanovich, 1916 – 1983), не пошел в серию, но был оснащен ротором упрощенной конструкции. Компания Hughes, рассчитывая вывести на рынок недорогой вертолет для частных клиентов и участвовать в объявленном армией США в 1955 году тендере на легкий разведываетльный вертолет “летающий Джип”, выкупила у McCulloch права на ротор Йовановича.
Начав разработку в сентябре 1955 года, команда под руководством главного инженера проекта Фрэда Страйбла модифицировала конструкцию ротора для использования в собственной однороторной модели вертолета, которой был присвоен номер 269. Вмещая двух рядом сидящих людей, этот вертолет отличался от большинства других тем что его 180-сильный четырехцилиндровый двигатель Lycoming IO-360-A размещался горизонтально под кабиной, что избавляло от необходимости переделывать систему смазки. Мощность от двигателя передавалась на трансмиссию через восьмиручейную ременную передачу, что позволяло обойтись без сцепления и демпфера вибраций. Для компенсации вращательного момента ротора был применен двухлопастной рулевой винт, установленный на ферменной хвостовой балке со стороны левого борта.

Завершенный ровно через год с начала старта проекта, прототип в процессе испытаний, проведенных пилотом Гейлом Муром в октябре 1956 года на аэродроме Hughes в Калвер Сити, показал отличные результаты, тем самым позволив Hughes начать переработку пртототипа в серийную модель 269А с целью подготовить ее массовое производство. Наиболее очевидными доработками явились замена хвостовой фермы трубчатой балкой, вынос хвостового оперения дальше назад, упрощение и усиление кокпита. Испытания модифицированной модели начались в 1957 году, когда параллельно уже проходили испытания военной модификации YHO-2-HU для армии. Армейские испытания прошли весьма успешно, вертолет получил восторженные отзывы военных, однако госзаказ на эту модель последовал гораздо позже по причинам нехватки у армии необходимого бюджета. К счастью для Hughes, в апреле 1959 модель 269A получила сертификат типа FAA, что сулило ей многообещающее будущее на коммерческом рынке. Полномасштабное производство началось в июле 1960 года и первый серийный вертолет Hughes 269A был поставлен в августе 1961 года. В процессе дальнейшего совершенствования модели 269А, за счет аккуратного редизайна кабины, оптимального размещения органов управления и панели приборов, инженерам удалось разработать трехместный вариант вертолета без изменений внешних размеров. Этот вариант, названный 269B, или модель 300, был оснащен двигателем Lycoming HIO-360-A1A мощностью 190 л.с. и получил сертификат типа FAA в декабре 1963 года. Модификация 269С, или модель 300C, был оснащен двигателем Lycoming HIO-360-D1A мощностью 190 л.с. ротором увеличенного диаметра (8,18м взамен 7,71м). Вертолет Hughes 300С совершил первый полет 6 марта 1969 года и получил сертификат FAA в мае 1970 года. Производство модели 300С приостанавливалось летом 1981 года из-за снижения спроса, однако было возобновлено в марте 1982 года. Но после выпуска 1162 серийных вертолетов Hughes передал лицензию на производство 300-й серии фирме Schweizer Aircraft, расположенной в г.Эльмира, штат Нью Йорк. Первый Schweizer 300С сошел с новой сборочной линии в июне 1984 года, и Schweizer продолжила выпуск модели 300С по лицензии, несмотря на то что в январе 1984 года компания McDonnel Douglas приобрела компанию Hughes Helicopters. В итоге, в ноябре 1986 года Schweizer выкупила у McDonnel Douglas Helicopter Corporation (MDHC) все права на серии 269 и 300, после чего продолжила их производство. В августе 2004 года вертолетный концерн Sikorsky приобрел компанию Schweizer Aircraft, а в феврале 2009 года модель Schweizer 300С была переименована в Sikorsky S-300C (CBi).

Благодаря своей гениальной конструкции, простоте, надежности и невысокой стоимости вертолет 300С уже отметил свой 50-летний юбилей. Он стал невероятно успешным и завоевал множество положительных отзывов и наград среди частных владельцев, коммерческих и военных операторов. Он использовался и по-прежнему используется как учебный, прогулочный, киносъемочный, репортажный, обзорный, мониторинговый, полицейский и сельскохозяйственный во многих странах как на гражданском, так и на военном рынке. В общей сложности более 3000 вертолетов различных модификаций данной серии было выпущено компаниями Hughes, Schweizer и Sikorsky.

Описание Schweizer 300C

В любом уголке мира, где бы ни возникла необходимость в легком многоцелевом вертолете, вы встретите Schweizer 300C. Способный решать широчайший спектр задач, вертолет 300С неприхотлив в эксплуатации, послушен в управлении и экономичен. Благодаря своим качествам вертолет заслужил самые положительные отзывы.
Вертолет 300С на деле оправдал свое название "трудяга". Никакой другой вертолет подобного класса не объединяет в себе такую уникальную комбинацию характеристик маневренности, коммерческой загрузки, дальности и продолжительности полета, как это делает 300С. Оборудованный поршневым двигателем Lycoming HIO-360-D1A мощностью 190 л.с., вертолет Schweizer 300C демонстрирует исключительные летно-технические характеристики при невысоких эксплуатационных затратах. Коммерческая загрузка составляет 430 кг, дальность полета – 723 км, максимальная продолжительность полета – 4,5 часа.

Вертолет 300С – это экономически эффективный ответ на широкий спектр авиационных вопросов и задач. Просторная кабина с обзором в 360° делает вертолет непревзойденным для решения задач патрулирования земной поверхности. Объедините уникальные летные способности вертолета с возможностью эксплуатации со снятой дверью – и вы получите идеальную платформу для аэрофотосъемки, патрулирования линий электропередач, лесных насаждений, нефте- и газопроводов. С коммерческой загрузкой в 430 кг вертолет может выполнять авиационно-химические работы, транспортировку грузов или пассажиров.

Выдающиеся маневренность, устойчивость и послушность в управлении в комбинации с низкой эксплуатационной стоимостью превратили 300С в стандарт учебного вертолета. 300С доказал свою способность выполнять любые задачи в различных климатических зонах, при широком диапазоне температур и в условиях сложного рельефа местности. Свидетельством живучести и долговечности его конструкции является большое количество вертолетов с налетом, превышающим 20000 часов.
Эксплуатационная гибкость вертолета 300С многократно увеличивается при использовании широкого спектра предлагаемых опций оборудования. Даже при полной заправке топливом с экипажем из двух человек вертолет способен решать множество различных задач со следующим дополнительным оборудованием:
– крюк для транспортировки грузов на наружной подвеске;
– комплект оборудования для летного обучения по "Правилам полетов по приборам";
– тепловизоры и фары-искатели для нужд полицейского патрулирования;
– комплект оборудования для аэрофотосъемки;
– регулятор постоянных оборотов несущего винта для симуляции управления силовой установкой "как с ГТД";
– грузовые поддоны для транспортировки грузов;
– баллонеты для работы на воде.
Аспект эксплуатационной безопасности рассматривался, в первую очередь, во время проектирования вертолета. Доказательством этому утверждению являются более 3500 произведенных и успешно эксплуатируемых вертолетов, которые имеют общую наработку в миллионы безаварийных летных часов. Низкие ставки, требуемые страховыми компаниями при страховании вертолета, также являются красноречивым свидетельством безотказности и надежности машины.
Ключевыми средствами для достижения таких высоких показателей безопасности вертолета Schweizer 300C являются следующие конструктивные мероприятия:
– стратегическое расположение двигателя с целью смещения центра тяжести вертолета вниз;
– ударопоглощающее шасси, выполненные из алюминиевых труб сминаемые сиденья, энергопоглощающая конструкция фюзеляжа для надежной защиты лиц, находящихся на борту;
– размещение топливных баков отдельно от основной конструкции для противопожарной защиты;
– общая компоновка, обеспечивающая целостность кабины и защиту от соударения лопастей в ожидаемых условиях эксплуатации.

Описание Schweizer 300CB

Вертолет Schweizer 300СВ представляет собой "базовую" версию стандартного вертолета модели 300С. Сконструированный специально для подготовки летчиков и выполнения "мелких" перевозок, двухместный вертолет с правым командирским местом, с одной стороны, сохранил проверенные эксплуатацией на 300С систему привода, ротор и органы управления, а с другой – был доработан с целью снижения расходов на производство и обслуживание.
На вертолете модели 300СВ установлен двигатель Textron Lycoming HO-360-C1A мощностью 180 л.с. (взлетной и максимальной крейсерской) при 2700 об/мин. Скорость вращения двигателя 2500–2700 об/мин, скорость вращения несущего винта – 436–471 об/мин. Таким образом, максимальная скорость вращения несущего винта с введенной (471 об/мин) и не введенной (390–504 об/мин) муфтой сохраняется такой же, как и на модели 300С.
На модели 300СВ упрощены установка и обслуживание двигателя. Прежде всего, межремонтный ресурс повышен до 2200 часов, что на 700 часов больше, чем у двигателя HIO-360-D1A на 300С, что, соответственно, снижает эксплуатационные расходы.
На двигателе НО-360-С1А вместо сервонасоса установлен карбюратор. Наличие поплавковой камеры и расположение бензобака обеспечивает подачу топлива в двигатель самотеком, что снимает необходимость установки электрического топливного насоса.
Замена масла в двигателе производится через 50 часов. На вертолете устанавливается полнопоточный масляный фильтр, который легко доступен, что значительно облегчает его обслуживание. Кроме того, на двигателе вертолета модели 300СВ требуется только один прерыватель магнето, в отличие от двух на модели 300С.
Обслуживание двигателя на вертолете 300СВ упрощается за счет установки новой алюминиево-стекловолоконной нижней обшивки кабины и системы воздушного фильтра. Средняя часть обшивки также изготавливается из алюминия и устанавливается стационарно. В ней расположены первичный, вторичный воздухозаборники, а также воздухозаборник обогрева карбюратора. Конструкция средней части обшивки такова, что перед впуском в двигатель воздух в первичном воздухозаборнике и в воздухозаборнике обогрева карбюратора предварительно фильтруется. Воздушный фильтр быстросъемный. Две боковые секции нижней обшивки также быстросъемные, и один механик в состоянии снять или установить их в течение нескольких секунд.
Одним из усовершенствований силовой установки является система выхлопа. Она направляет выхлопные газы вверх, в сбегающий воздушный поток несущего винта. Смешение выхлопа с потоком несущего винта обеспечивает снижение шума. В результате проверки FAA вертолет модели 300С, оснащенный такой выхлопной системой, в соответствии с нормами FAR 36, Прил. J, имеет меньший уровень шума, чем вертолет, оснащенный глушителем или глушителем/резонатором. Новая выхлопная система создает значительно меньшее противодавление, чем система с глушителем или глушителем/резонатором. В результате налицо минимальная потеря мощности. Кроме того, вес новой выхлопной системы (7 фунтов/ 3,2 кг) ниже, чем у глушителя (8,3 фунта/ 3,8 кг) и глушителя/резонатора (15,4 фунта/ 7 кг).

Другими особенностями модели 300СВ являются топливный бак объемом 36 галлонов (136 л), монолитная втулка верхнего шкива, алюминиевый спойлер на кабине и вертикальный стабилизатор, идентичный стабилизатору модели ТН-55. Больший по объему в сравнении с моделью 300С топливный бак увеличивает продолжительность полета вертолета модели СВ до трех с лишним часов. Монолитный верхний шкив заменил более сложный по конструкции шкив, установленный на модели 300С, и значительно проще в обслуживании. Замена стекловолоконного спойлера на алюминиевый многократно снизила трудозатраты и повысила прочность спойлера при боковых нагрузках. Возврат к вертикальному стабилизатору ТН-55 также намного уменьшил затраты на его производство. Испытательные полеты показали, что с треугольным вертикальным стабилизатором устойчивость вертолета более чем достаточна.
Для работы в районах с холодным климатом дополнительно может устанавливаться обогреватель. Высокопроизводительный вентилятор устанавливается под полом кабины и, забирая горячий воздух от горизонтальной части выхлопной трубы, подает его в кабину через регулируемые жалюзи в полу кабины. На приборной панели установлен реостат, с помощью которого пилот может контролировать температуру в кабине.

Основные летно-технические характеристики вертолетов Schweizer 300C, 300СВ

 

Ед. изм.

Модели

300С

300СВ

Экипаж

чел.

1

1

Максимальное количество пассажиров

чел.

2

2(1)*

Двигатель

 

Textron Lycoming HO-360-DIA

Textron Lycoming HO-360-CIA

Взлетная мощность

л.с.

190

180

Максимальная длительная мощность

л.с.

190

180

Часовой расход топлива

л/ч

35

45

Длина фюзеляжа

м

6,76

6,76

Длина с вращающимися винтами

м

9,40

9,40

Высота

м

2,65

2,65

Ширина кабины

м

1,30

1,30

Kолея шасси

м

1,99

1,99

Диаметр несущего винта

м

8,18

8,18

Ометаемая площадь несущего винта

кв. м

52,49

52,49

Число оборотов несущего винта

об/мин

471

Диаметр хвостового винта

м

1,30

1,30

Вес пустого вертолета

кг

499

499,9

Максимальный взлетный вес

кг

930

793,8

Вес полезной нагрузки

кг

431

303,9

Стандартный запас топлива (максим.)

кг

82 (150)

95

Максимальная скорость

км/ч

176

176

Kрейсерская скорость

км/ч

159

157

Продолжительность полета,

- без доп. бака

- с доп. баком

ч

 

3,8

6

 

4,5

7

Практический потолок

м

4300

4300

Статический потолок:

- с влиянием земли

- без влияния земли

 

м

м

 

3292

2621

 

2377

1707

Максимальная скороподъемность

м/с

7

7

Цена в базовой комплектации в США

USD

235000

205000

Прямые летные расходы, в том числе:

USD/ч

38,10

29,53

- расходы на топливо

USD/ч

19,80

18,90

- расходы на масло

USD/ч

0,50

0,50

- регламентные работы

USD/ч

11,87

7,50

- расходы на оперативные проверки

USD/ч

5,93

2,63

Kосвенные расходы, в том числе:

USD/ч

34,43

26,57

- отчисления на капремонт двигателя

USD/ч

10,53

4,18

- затраты на запчасти при капремонте

USD/ч

6,80

9,60

- капитальный ремонт основных агрегатов и узлов

USD/ч

17,10

13,23

Общие расходы на 1 час полета в США

USD/ч

72,53

56,10

* – один пассажир – в учебном варианте

Помимо простоты обслуживания вертолет 300СВ имеет упрощенный регламент. Вместо 100-, 200-, 300-, 400-, 600-, 1200-часового регламента, как на 300С, регламент на модели 300СВ основан на 100-часовых регламентах, за которыми следует 600-часовой, затем еще несколько 100-часовых, после чего – 1200-часовой. Таким образом, график регламента значительно упрощен, и вертолет меньше времени проводит на земле.

Летные характеристики модели 300СВ сравнимы с другими легкими вертолетами, а во многом и превосходят их.
Что касается безопасности, то вертолет модели 300СВ унаследовал трехступенчатую систему поглощения энергии удара от модели 300С: демпферы шасси, сминаемая конструкция пола и конструкция сиденья, которые сводят к минимуму нагрузки на пилота и пассажира в случае аварии.
Представив новую модель 300СВ, компания Schweizer показала наиболее гибкий, надежный и совершенный из существующих на сегодняшний день вертолетов с поршневой силовой установкой. Примечательной особенностью 300СВ являются минимальные затраты при его эксплуатации в целях летного обучения.
Спроектированный специально для обучения, 300СВ демонстрирует еще более высокие характеристики управляемости, надежности и безопасности, которыми славен его предшественник – вертолет 300С. 300СВ создан для удовольствия владельцев и пилотов. Его отличительными особенностями являются:
– превосходные характеристики управляемости, мягкие и адекватные усилия на органах управления, отсутствие вибраций;
– исключительные резервы по прочности и запасу мощности;
– ударопоглощающая конструкция;
– отличные характеристики авторотации;
– просторная кабина и большая коммерческая загрузка;
– возможности замены компонентов в полевых условиях для обеспечения обслуживания;
– графики обслуживания оптимизированы для уменьшения простоев вертолета и эксплуатационных затрат.
Вертолет 300СВ оснащен двигателем Lycoming HO-360 C1A номинальной мощностью 180 л.с. При взлетной массе 794 кг вертолет способен брать коммерческую нагрузку 300 кг. Дальность полета – более 700 км, максимальная продолжительность полета – более 6 часов.
Вертолет 300СВ спроектирован с целью воплощения всех преимуществ вертолета модели 300С, но при более низких затратах. Более 100000 курсантов научились летать на вертолетах Schweizer (модели ТН-55, 300С и 300СВ), которые рассматриваются как лучшие в мире учебные вертолеты.

Основные летно-технические характеристики

Узлы и агрегаты, подлежащие капитальному ремонту

Межремонтный ресурс, час

Двигатель (Lycoming)

2200

Главный редуктор

4200

Редуктор хвостового винта

4200

Верхние подшипники кронштейна ременной передачи

3000

Нижние подшипники кронштейна ременной передачи

3000

Подшипники натяжного шкива

3000

Узлы и агрегаты с ограниченным ресурсом, подлежащие замене

Ресурсы до замены, час

Ступица маховика

6000

Шестерня главного редуктора

6000

Приводной вал несущего винта

4200

Kожух вала несущего винта

13.590

Упорный подшипник несущего винта

3000

Вал установки шага несущего винта

4200

Лопасти несущего винта

5500

Хвостовая балка в сборе

4200

Вертикальный стабилизатор в сборе

20540

Вал привода хвостового винта

6000

Входной вал редуктора хвостового винта

8600

Эластомерные демпферы несущего винта

6000

Лопасти рулевого винта

9000

Торсионы лопастей хвостового винта

5100

Соединительный вал нижнего шкива

6000

Подкос хвостовой балки

10700

 

300СВ разработан для оптимизации летной подготовки. Внимание, уделенное мелочам, сделало компоновку кабины приятной для визуального восприятия и удобной для пилотов. Просторная кабина и регулируемые педали путевого управления позволяют пилоту занять самое удобное положение. Использование общепринятой компоновки органов управления вертолетом обеспечивают освоение новых типов вертолетов. Вертолет послушен в управлении, обладает высокой степенью устойчивости и маневренности.

300СВ спроектирован для обеспечения минимального уровня трудозатрат на техническое обслуживание, удобен в эксплуатации в полевых условиях. Единственное обслуживание, которого требует вертолет в период между 100-часовыми регламентными проверками, заключается в смазке несущей системы через каждые 25 часов и замене масла через каждые 50 часов. Каждая 100-часовая проверка включает в себя несложные процедуры осмотров и обслуживания до наступления срока 600-часового обслуживания.

С целью уменьшения прямых эксплуатационных затрат и простоев вертолета назначенные ресурсы для осевых шарниров, хвостовой балки, горизонтального стабилизатора и вала несущего винта составляют 4200 часов. Для других ответственных компонентов ресурсы превышают 4200 часов. Двигатель Lycoming имеет большой запас по перегрузке, что снижает риск отказов.

Schweizer Aircraft утверждает, что на сегодняшний день вертолет модели 300СВ является лучшим в мире учебно-тренировочным вертолетом. Совокупность учебной эффективности, безопасности, производственной и эксплуатационной гибкости ставит вертолет 300СВ вне конкуренции. Аналогично 300С модель 300СВ поддерживает высокую остаточную стоимость на протяжении всего периода эксплуатации.

 

Текущие предложения по продаже вертолетов Schweizer 300C можно найти в разделе "В продаже".