Частные вертолеты – миф или реальность?

С недавнего времени московские и подмосковные пробки стали тем самым «двигателем», который «запустил» фантастический способ передвижения - перелеты по воздушным маршрутам, часто на персональном вертолете. Впрочем, для отдельной категории граждан это уже не фантастика, это образ жизни, а эффектная винтокрылая машина смотрится вполне буднично на лужайке возле элитных апартаментов.

 

Конечно, для кого-то вертолет – не роскошь, а средство передвижения. И именно этим людям приходится сталкиваться с множеством различных сложностей от простой проблемы выбора воздушного транспорта до выбора оптимального маршрута, ведь на территории России летать хоть и можно, но только осторожно.

Вертолет vs. самолет

Частные вертолеты действительно начинают пользоваться все большей популярностью. И это несмотря на то, что стоят они в разы дороже частных самолетов, которые до сих пор было принято считать вершиной современного эпатажа. Если цена небольшого самолета варьируется от 20 до 50 тысяч долларов, то новый вертолет дешевле 200-300 тысяч уже не купишь.

Стоимость вертолетов вообще не подлежит обоснованию, она варьируется от 200 тысяч до 20 и больше миллионов долларов. И, не смотря на это, предпочтение оказывается именно ему, ведь вертолет – машина совершенно уникальная. Для него не нужна взлетно-посадочная полоса, как для самолета, «брать старт» вертолет может практически с любого места, где Вам вздумается взлететь, хоть с приусадебного участка, и сядет он опять-таки именно там, куда Вам нужно его посадить – хоть на пологий пятачок отвесной скалы, хоть на крышу высотного дома. Для заправки вертолета достаточно простого бензина, нет необходимости тратиться на аэродромные сборы, а в последующей эксплуатации дорога на первый взгляд техника окажется для владельца гораздо экономнее.

«Самолет и вертолет – это все равно, что автобус и джип. К тому же вертолет намного безопаснее», - объясняет один из владельцев собственного вертолета Юрий Кедров.

Вот, например, в США эти крылатые машины уже давно и прочно вошли в обиход граждан – купить собственный вертолет могут себе позволить очень многие. И благодаря такому способу передвижения, становится популярной работа за 200-300 км от дома – час пути на вертолете.

В России к такому экстремальному способу передвижения только-только начинают привыкать. Хотя, многие политики, бизнесмены и «звезды» шоу-бизнеса уже пользуются статусом первопроходцев в области воздушных путешествий в пределах столицы и области. Среди «новобранцев» числятся министр связи и информационных технологий Леонид Рейман, знаменитый нападающий сборной РФ Алексей Ковалев, известный художник Никас Сафронов и многие другие известные личности.

Земля vs. небо

Причины, побуждающие все большее количество граждан обращать свой взор на вертолеты, заключаются не только в вопросах престижа, основные цели такого приобретения гораздо более практичны. Прежде всего, это чистая экономия времени в условиях постоянных пробок на основных автодорогах. В небе пробок нет. Помимо этого владельцев вертолетов привлекают комфорт и скорость передвижения (за 6 часов от Москвы до Питера и обратно – не проблема!).

Некоторые бизнесмены используют вертолет для работы, например, для осмотра  обширных территорий, где ведутся подведомственные им работы. А более легкомысленные товарищи – для экстремальных развлечений. Например, группа смельчаков из вертолетного клуба «Аэросоюз» однажды предприняла попытку слетать на досуге до Южной Африки. Наверное, было невообразимо интересно в будний день вместо рабочего монитора наблюдать с высоты птичьего полета за проносящимися внизу зебрами и жирафами. К тому же, как выяснилось в итоге, вертолет – вещь очень полезная не только для путешествий, но и для охоты или фотосъемки.

Кому на Руси летать суждено?

При всех несомненных преимуществах такого способа передвижения, есть и некоторые сложности. Останавливает поклонников воздушных перелетов не только высокая стоимость вертолетов, но и отсутствие государственной поддержки развития частной авиации. До недавнего времени владельцы вертолетов испытывали сложности в определении статуса и неудобства, в связи с усложненной процедурой организации полета. Прежде чем куда-то полететь, следовало за сутки уведомить диспетчерскую своего аэродрома и предоставить  четкий, составленный пилотом маршрут, с указанием высоты полета, точек дозаправки, места назначения, с приземлением в строго заявленных точках и прочими мелочами. И так – перед каждым полетом.

На сегодняшний день ситуация не намного изменилась, все также усложняет ситуацию закрытость воздушного пространства: запрещены полеты над крупными населенными пунктами и стратегическими объектами – все данные зоны нанесены на специальные карты. В Москве, к примеру, дальше Кольцевой полеты запрещены. Но в связи с возрастающей популярностью частной авиации стали разрабатываться законопроекты, разрешающие более упрощенную систему использования собственного воздушного транспорта. Так что есть надежда на то, что в ближайшее время ситуация изменится.

Уже подписан федеральный закон о внесении поправок в Воздушный кодекс РФ. И главная из них – возможность совершения полетов не в разрешительном, а в уведомительном порядке. То есть, теперь владелец вертолета просто предупреждает соответствующую службу о планируемом полете, а не запрашивает разрешение на него. Далее, владельцу частного вертолета уже не нужно проходить «все круги» получения свидетельства эксплуатанта. Для того чтобы иметь право на частные полеты, Вам необходимо зарегистрировать воздушное судно в государственном реестре и получить сертификат соответствия, а также получить свидетельство пилота.

Вы имеете право свободно летать по Подмосковью и в другие города России. И хотя эта сфера отечественной авиации развивается пока лишь на уровне проектов, но на рынок выходит все больше крупных частных компаний, занимающихся авиабизнесом. Эти компании помогают начинающим в освоении азов вертолетной жизни, в приобретении вертолета и берут на себя полное оформление всех необходимых документов, включая регистрацию вертолетной площадки (около 6 тыс. $). К услугам клиентов предоставляются также курсы «вождения» вертолета, повышения квалификации и получением свидетельства пилота (около 18 тыс. $). Для тех, у кого нет места для «парковки» своего авиатранспорта, предоставляют возможность базирования и полного техобслуживания воздушной машины (порядка 3 тыс. $ в год, т. е. не дороже содержания обычного внедорожника).

Девелоперы тоже берут на заметку возрастающую популярность частной авиации, так что в планы строительства некоторых коттеджных поселков уже вводятся вертолетные площадки.

Текст: Лана Озерова